Детский сад№17 "Солнышко", поселок Рассвет
Инновационная работаТема: Формирование основ математических представлений в средней группе по программе «От рождения до школы» по ФГОС Цель: Всестороннее развитие познавательных интересов в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Использование инновационных игровых методов в непосредственной образовательной деятельности по математике Задачи • Развивать устойчивый интерес к математике • Обогащать словарный запас детей математическими терминами и активизировать его • Способствовать проявлению самостоятельности, активности в играх с математическими элементами • Приобщать родителей к совместному развитию математических способностей у детей • Развивать у детей вариативное мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем. Согласно Концепции развития математического образования в РФ, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13 г. № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М.В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи ,воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности. Что же такое инновация? Под инновацией, я понимаю комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. В своей педагогической практике я использую методы, формы, средства, технологии, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Потому что инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Наше дошкольное учреждение занимается нововведениями. С 2015 года Целостность педагогического процесса обусловлена реализацией образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракс, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; (до этого очень долго работали по программе «Радуга», я лично работаю по программе «От рождения до школы» всего 6 месяцев); программа соответствует процессам модернизации российского образования, разработан с учетом требований ФГОС и ориентирована на целостное развитие ребёнка и индивидуальный подход к детям с разным уровнем развития. Обучение в нашей группе ведётся на развивающих принципах, базируется на активных формах и методах. Руководствуясь идеей развивающего обучения, мы стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень развития, а чуть забегать вперёд, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения математическим материалом. В процессе работы мною использовались разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные. Приоритетное место отводилось практическим методам: игры, упражнения, моделирование, элементарные опыты, экспериментирование. При проведении непосредственно-образовательной деятельности по математике по программе «От рождения до школы» использую рабочие тетради. Дети с удовольствием выполняют задания. Отбирая программный материал, акцентирую внимание на средствах, которые необходимы для решения познавательных и творческих задач; определяю содержание, где выделенные средства могут быть наиболее ярко представлены; подбираю ситуации, эмоционально значимые и проблемно интересные для детей. Таким образом, на первый план выдвигается собственная познавательная активность ребёнка. Ему не преподносят готовые знания. Активное включение детей в поисковую ситуации способствует организации их совместной деятельности. Особенность обучения дошкольников – его организация в форме игры и связанных с ними продуктивных и художественных деятельностей. Образно – символический характер игры позволяет мне использовать её в качестве средства развития воображения, наглядно – образного мышления, овладения знаковой функцией сознания и формирования предпосылок логического мышления. Эмоциональная насыщенность игровых действий и личностный смысл игрового взаимодействия способствует развитию эмоционального отношения к миру, развитию самосознания и осознания себя как индивидуума, своего места среди других. Детям нашей группы очень нравятся игры с математическим содержанием: сюжетно-дидактические игры математического содержания (А. А. Смоленцева); обучающие игры с элементами информатики и моделирования (А. А. Столяр, Р. К. Шаехова); игры направленные на интеллектуальное развитие детей (Л. Б. Фесюкова, З. А. Михайлова); строительно-конструктивные игры. В работе с детьми использую дидактические игры с народными игрушками – вкладышами (матрёшки, кубы, пирамидами, в конструкции которых заложен принцип учёта величины. На этот принцип обращалось особое внимание детей: в большую матрёшку можно поставить маленькую; в большой куб маленький; чтобы сделать пирамиду надо вставить большое кольцо, затем поменьше и самое маленькое. С помощью этих игр дети упражнялись в нанизывании, вкладывании, собирании целого из частей; приобретали практический, чувственный опыт различения величины, цвета, формы предмета, учились обозначать эти качества словом. Дидактические игры использовались мною как для закрепления, так и для сообщения новых знаний Игра «Что изменилось?» (Смысл игры в том, чтобы дети запомнили какие игрушки были на столе, по сигналу воспитателя дети закрываю глаза, воспитатель меняет местами игрушки. Дети открываю глаза и говорят какие игрушки стоят не на своем месте. Развиваем пространственное отношение: впереди-сзади) Игра «Матрешки строятся» (Упражнять детей в умении раскладывать предметы (игрушки) в убывающей или возрастающей последовательности. Индивидуальная работа) Игра «Построй дом» (замысел игры в том, чтобы дети построили дом из геометрических кубиков по образцу) Игра «Чего не стало?» (Игра заключается в том, чтобы дети запомнили какие игрушки были на столе (до 5 шт), по сигналу воспитателя дети закрываю глаза, воспитатель меняет местами игрушки и одну из них убирает. Дети открываю глаза и говорят какие игрушки стоят не на своем месте и какой не хватает. Учим согласовывать существительные с числительным, правильно называть порядковый счет) «Узнай по описанию», «Дорисуй» и др.). Кроме того с детьми проводились сюжетно – дидактические игры математического содержания, отражающие бытовые явления («Магазин», «Детский сад», «Поликлиника» и др., общественные события и традиции («Встреча гостей», «Праздник пришёл» и др.).
Игровые задачи решались непосредственно – на основе усвоения математических знаний – и предлагались детям в виде несложных игровых правил. В ходе работы проводились элементарные опыты. Детям предлагалось перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: одинаков ли объём воды и др. Анализ работы позволяет мне отметить, что дети затрудняются в использовании слов, отражающих количественную сторону предметов и их величин. Поэтому в ходе обучения я стремилась обогатить их речь математическими терминами. Варьируя вопросы и задания, я обеспечиваю включение новых слов в активный словарь детей. Так, им предлагается рассказать по вопросам, что они сделали, как выполнили задание, для чего. Я терпеливо выслушиваю ответы дошкольников, не спешу с подсказкой. Обучение принципа наглядности способствует дидактический материал. В работе с детьми среднего дошкольного возраста используется предметная и иллюстрированная наглядность: знакомые игрушки их изображения. Многие дидактические игры по математике по программе «От рождения до школы» делаю своими руками. Обучение осуществляется как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей. На занятии обязательно происходит смена деятельности: восприятие информации педагога, активная деятельность самих детей (работа с раздаточным материалом) и игровая деятельность. В процессе обучения интересны взаимоотношения не только «педагог – дети», но и «дети – дети». Взаимодействие детей друг с другом способствует развитию познавательного интереса, преодолению страха перед неудачей, возникновению потребностей обратиться за помощью, стремлению оказать помощь товарищу, осуществлению контроля за своими действиями и действиями других детей, появлению взаимопонимания, умения разрешать конфликты, а самое главное – воспитанию чувства взаимоуважения, и сопереживания. В работе я использовала специальные приёмы для организации взаимодействия детей в процессе обучения: работа небольшими группами объединённых по желанию детей; создание ситуаций, побуждающих детей оказать помощь другу; коллективные просмотры работ, оценка своих работ и работ других детей; специальные задания, требующие коллективного выполнения. Мною ведется работа с родителями, консультации, беседы, совместное обучение детей математике по программе «от рождения до школы» А так же проводятся всевозможные игры со счетом и цифрами на улице. Одна из них представленна на фотографии игра «классики». Дети с удовольствием играют и считают в слух. На занятиях и в самостоятельной деятельности детей проводились подвижные игры математического содержания («Найди свой домик», «Где спрятался мишутка?»). Реальные результаты реализации этой темы я смогу показать после проведения диагностики уровня усвоения программного материала по образовательным программам дошкольного обучения. Благодарю за внимание! 9 апреля 2017 в 20:39
Прикреплённые файлы:Документ: Инновационная работа Описание файла:Файл называется: inovacija_0ip6s.pptx Это официальный файл организации «Детский сад№17 "Солнышко", поселок Рассвет», в нём содержится Инновационная работа. Размер файла: 15,4 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.