Детский сад№17 "Солнышко", поселок Рассвет

Инновационная работа

Тема:

Формирование основ математических представлений в средней группе по программе «От рождения до школы» по ФГОС

Цель: Всестороннее развитие познавательных интересов в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Использование инновационных игровых методов в непосредственной образовательной деятельности по математике

Задачи

• Развивать устойчивый интерес к математике

• Обогащать словарный запас детей математическими терминами и активизировать его

• Способствовать проявлению самостоятельности, активности в играх с математическими элементами

• Приобщать родителей к совместному развитию математических способностей  у детей

• Развивать у детей вариативное мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

Согласно Концепции развития математического образования в РФ, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13 г. № 2506-р,  качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М.В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи ,воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.

Что же такое инновация? Под инновацией, я понимаю комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. В своей педагогической практике я использую методы, формы, средства, технологии, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Потому что инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Наше дошкольное учреждение занимается нововведениями. С 2015 года  Целостность педагогического процесса обусловлена реализацией образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракс, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; (до этого очень долго работали по программе «Радуга», я лично работаю по программе «От рождения до школы» всего 6 месяцев); программа  соответствует процессам модернизации российского образования, разработан с учетом требований ФГОС  и ориентирована на целостное развитие ребёнка и индивидуальный подход к детям с разным уровнем развития. Обучение в нашей группе ведётся на развивающих принципах, базируется на активных формах и методах. Руководствуясь идеей развивающего обучения, мы стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень развития, а чуть забегать вперёд, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения математическим материалом. В процессе работы мною использовались разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные. Приоритетное место отводилось практическим методам: игры, упражнения, моделирование, элементарные опыты, экспериментирование.

При проведении  непосредственно-образовательной деятельности по математике по программе «От рождения до школы» использую рабочие тетради. Дети с удовольствием выполняют задания.

Отбирая программный материал, акцентирую внимание на средствах, которые необходимы для решения познавательных и творческих задач; определяю содержание, где выделенные средства могут быть наиболее ярко представлены; подбираю ситуации, эмоционально значимые и проблемно интересные для детей. Таким образом, на первый план выдвигается собственная познавательная активность ребёнка. Ему не преподносят готовые знания. Активное включение детей в поисковую ситуации способствует организации их совместной деятельности.

Особенность обучения дошкольников – его организация в форме игры и связанных с ними продуктивных и художественных деятельностей.

 Образно – символический характер игры позволяет мне использовать её в качестве средства развития воображения, наглядно – образного мышления, овладения знаковой функцией сознания и формирования предпосылок логического мышления. Эмоциональная насыщенность игровых действий и личностный смысл игрового взаимодействия способствует развитию эмоционального отношения к миру, развитию самосознания и осознания себя как индивидуума, своего места среди других.

Детям нашей группы очень нравятся игры с математическим содержанием: сюжетно-дидактические игры математического содержания (А. А. Смоленцева); обучающие игры с элементами информатики и моделирования (А. А. Столяр, Р. К. Шаехова); игры направленные на интеллектуальное развитие детей (Л. Б. Фесюкова, З. А. Михайлова); строительно-конструктивные игры.

В работе с детьми использую дидактические игры с народными игрушками – вкладышами (матрёшки, кубы, пирамидами, в конструкции которых заложен принцип учёта величины. На этот принцип обращалось особое внимание детей: в большую матрёшку можно поставить маленькую; в большой куб маленький; чтобы сделать пирамиду надо вставить большое кольцо, затем поменьше и самое маленькое.

С помощью этих игр дети упражнялись в нанизывании, вкладывании, собирании целого из частей; приобретали практический, чувственный опыт различения величины, цвета, формы предмета, учились обозначать эти качества словом. Дидактические игры использовались мною как для закрепления, так и для сообщения новых знаний

Игра «Что изменилось?»

(Смысл игры в том, чтобы дети запомнили какие игрушки были на столе, по сигналу воспитателя дети закрываю глаза, воспитатель меняет местами игрушки. Дети открываю глаза и говорят какие игрушки стоят не на своем месте. Развиваем пространственное отношение: впереди-сзади)

Игра «Матрешки строятся»

(Упражнять детей в умении раскладывать предметы (игрушки) в убывающей или возрастающей последовательности. Индивидуальная работа)

Игра «Построй дом»

(замысел игры в том, чтобы дети построили дом из геометрических кубиков по образцу)

Игра «Чего не стало?»

(Игра заключается  в том, чтобы дети запомнили какие игрушки были на столе (до 5 шт), по сигналу воспитателя дети закрываю глаза, воспитатель меняет местами игрушки и одну из них убирает. Дети открываю глаза и говорят какие игрушки стоят не на своем месте и какой не хватает. Учим согласовывать существительные с числительным, правильно называть порядковый счет)

 «Узнай по описанию», «Дорисуй» и др.).

Кроме того с детьми проводились сюжетно – дидактические игры математического содержания, отражающие бытовые явления («Магазин», «Детский сад», «Поликлиника» и др., общественные события и традиции («Встреча гостей», «Праздник пришёл» и др.).

 

Игровые задачи решались непосредственно – на основе усвоения математических знаний – и предлагались детям в виде несложных игровых правил.

В ходе работы проводились элементарные опыты.

Детям предлагалось перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить:  одинаков ли объём воды и др.

Анализ работы позволяет мне отметить, что дети затрудняются в использовании слов, отражающих количественную сторону предметов и их величин. Поэтому в ходе обучения я стремилась обогатить их речь математическими терминами. Варьируя вопросы и задания, я обеспечиваю включение новых слов в активный словарь детей. Так, им предлагается рассказать по вопросам, что они сделали, как выполнили задание, для чего. Я терпеливо выслушиваю ответы дошкольников, не спешу с подсказкой.

Обучение принципа наглядности способствует дидактический материал. В работе с детьми среднего дошкольного возраста используется предметная и иллюстрированная наглядность: знакомые игрушки их изображения.

 Многие дидактические игры  по математике  по  программе  «От рождения  до школы» делаю своими руками.

Обучение осуществляется как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей. На занятии обязательно происходит смена деятельности: восприятие информации педагога, активная деятельность самих детей (работа с раздаточным материалом) и игровая деятельность.

В процессе обучения интересны взаимоотношения не только «педагог – дети», но и «дети – дети». Взаимодействие детей друг с другом способствует развитию познавательного интереса, преодолению страха перед неудачей, возникновению потребностей обратиться за помощью, стремлению оказать помощь товарищу, осуществлению контроля за своими действиями и действиями других детей, появлению взаимопонимания, умения разрешать конфликты, а самое главное – воспитанию чувства взаимоуважения, и сопереживания. В работе я использовала специальные приёмы для организации взаимодействия детей в процессе обучения: работа небольшими группами объединённых по желанию детей; создание ситуаций, побуждающих детей оказать помощь другу; коллективные просмотры работ, оценка своих работ и работ других детей; специальные задания, требующие коллективного выполнения.

Мною ведется работа с родителями, консультации, беседы, совместное обучение детей математике по программе «от рождения до школы»

А так же проводятся всевозможные игры со счетом и цифрами на улице. Одна из них представленна на фотографии игра «классики». Дети с удовольствием играют и считают в слух.

На занятиях и в самостоятельной деятельности детей проводились подвижные игры математического содержания («Найди свой домик», «Где спрятался мишутка?»).

Реальные результаты реализации этой темы я смогу показать после проведения диагностики уровня усвоения программного материала по образовательным программам дошкольного обучения.

Благодарю за внимание!

9 апреля 2017 в 20:39

Прикреплённые файлы:

Документ: Инновационная работа

Описание файла:

Файл называется: inovacija_0ip6s.pptx

Это официальный файл организации «Детский сад№17 "Солнышко", поселок Рассвет», в нём содержится Инновационная работа.

Размер файла: 15,4 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.